Мерзлякова Екатерина Александровна

1.    Должность и место работы: учитель русского языка и литературы МБОУ Нечкинской СОШ

2.    Творческая разработка: урок по теме «Настоящая доброта в рассказе  К. Г. Паустовского «Телеграмма»

3.    Возрастная категория детей: 8 класс.

4.    Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: метод фактов, метод эмпатии.

В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль? Метод фактов в данном случае помогает лучше изучить текст рассказа, выявить детали, помогающие понять авторский замысел. Метод эмпатии позволяет вжиться в образ главной героини рассказа, лучше понять её чувства, мотивы поступков; понять способы раскрытия характера, используемые автором. 


Пермитина Ираида Анатольевна

1.    Должность и место работы: МБОУ Шадринская СОШ

2.    Творческая разработка: урок / мероприятие по теме: внеклассное мероприятие «Мы в ответе  за нашу планету»

3.    Возрастная категория детей: ступень обучения – начальная / основная / средняя:

4.    Метод когнитивного обучения, использованный в разработке, метод творческого исследования

В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль? Обучающиеся исследуют проблему, находят правильное решение выхода из создавшейся экологической ситуации.


Быкова Светлана Николаевна

  1. Должность и место работы: Учитель биологии и химии МБОУ Юринская ООШ, Сарапульский район, д. Юрино.
  2. Творческая разработка: урок биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости»
  3. Возрастная категория детей: учащиеся 8 класса (основная ступень обучения).
  4. Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: исследовательская деятельность.

Применения технологии исследовательской деятельности на уроке биологии  формирует  следующие ключевые компетентности учащихся:
- информационная (учащиеся обращаются к различным источникам информации; анализируют, систематизируют и обобщают материал);
- коммуникативная (при защите своих работ не только представляют структурированные материалы, но и отвечают на вопросы по затронутой проблеме, отстаивают собственную точку зрения на данную проблему);
- самоорганизация (при работе  на уроке ученики ставят учебные цели и задачи, самостоятельно составляют план работы, распределяют время на выполнение того или иного вида деятельности);
- самообразование (в процессе самостоятельной исследовательской работы учащиеся узнают много нового, делают выводы и совершают открытия, важные для их собственного интеллектуального роста).
Считаю, что именно такой подход позволяет использовать уроки биологии в качестве средства, формирующего универсальные учебные действия учащихся.

 


Панкратова Анна Викторовна

1.    МБОУ Соколовская ООШ: учитель истории и обществознания.

2.    Урок  по теме: Религия древних египтян.

3.    Ступень обучения – основная (5 класс).

4.    Методы когнитивного обучения: метод самоорганизации обучения, метод рефлексии.

5.    Эффективность применения метода самоорганизации обучения  на уроке (работа с учебником, первоисточниками, выполнение упражнений в тетради):

Эффективность заключается в том, что использование текста учебника и исторических документов в обучении истории позволяет учителю развивать самостоятельность учащихся на уроке при изучении новых тем, ученик сам учится получать необходимую информацию и анализировать её. Т.к. информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, она включает в себя умение работать с текстом. По требованиям ФГОС ученик 5 класса должен уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим. Использование документов делает урок более интересным, насыщенным, познавательным. Такие задания  ориентированы на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся сопоставлять тексты документов, умения анализировать,  высказывать свою точку зрения. Это позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создаёт особый эмоциональный фон восприятия. Учебный процесс приобретает исследовательский характер.

Эффективность применения итоговой рефлексии в том, что  каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (сегодня я узнал…..). Ребята по кругу высказываются одним предложением. Этот способ позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал, и что еще бы он хотел узнать про эту страну.


Гралько Наталья Васильевна

1.    Должность и место работы: учитель русского языка и литературы МБОУ Кигбаевская СОШ

2.    Творческая разработка: урок по теме "Буквы А-О в корнях с чередованием"

3.    Возрастная категория детей: ступень обучения –основная / 5 класс

4.    Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: исследовательский метод, а также метод эвристического наблюдения, метод конструирования понятий, метод ошибок

5.    В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль?

             Метод исследования. Объектом  исследования на уроке являются -слова касаться – коснуться, прикасаться – прикоснуться, излагать – изложить, предлагать – предложить, слагать – сложение.

             Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) выделите корень; 2) выделите суффиксы после корня; 3) выявите закономерность; 4) сделайте вывод. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель  помогает детям увеличивать объём и качество такого результата. Достигается это путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования.
            Кроме того, учитель учит детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений (здесь мы видим применение метода эвристического наблюдения).  Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником предложенных слов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний о чередовании гласных а//о в корнях.  Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный.

            На следующем этапе урока учитель применяет метод конструирования понятий, когда  результат наблюдений ученики представляют в виде  коллективного творческого продукта. Это может быть кластер, алгоритм или  совместно сформулированное определение (форму выбирает группа), которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены в учебнике "Теория". Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

            На этапе создания проблемной ситуации в начале урока применен метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения (А как думал ученик? А как рассуждал учитель?). Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний. На последующих этапах ученики вновь возвращаются к словам с ошибками и исправляют их, помогая при этом сказочному персонажу.

            После самостоятельной работы  ученики проводят самопроверку, делают выводы по изучению темы.


Мерзлякова Маргарита Антоновна

1.    Должность и место работы: Учитель истории МБОУ Шадринская СОШ

2.    Творческая разработка: урок "Дворцовые перевороты"

3.    Возрастная категория детей: ступень обучения – основная школа, 7 класс

4.    Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: метод сравнения, метод фактов

5.    В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке / мероприятии, разработка которого представлена на Фестиваль?

     Метод сравнения способствует формированию теоретических и практических знаний; метод фактов способствует развитию самостоятельности мышления


Новоселова Антонина Милиаскаровна

1.    Должность и место работы: учитель географии МБОУ Юринская ООШ

2.    Творческая разработка: урок  по теме  «Озеро Байкал – жемчужина Сибири »

3.    Возрастная категория детей: ступень обучения  основная  

4.    Метод когнитивного обучения, использованный в разработке: ментальная карта, метод алгоритма

5.    В чём заключается эффективность применения данного метода на уроке, разработка которого представлена на Фестиваль?

Создание ментальных карт и работа по алгоритму на уроке способствует  развитию

- системного  мышления;

- умений  отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять  

   информацию;

-  навыков  планирования (работы по алгоритму);

-  способности  и желания   учиться


Короткова Валентина Николаевна

1. Должность и место работы:      учитель математики МКОУ Октябрьской ООШ

2. Творческая разработка: урок по теме "Плоскость, прямая, луч"

3. Возрастная категория детей: ступень обучения -основная, 5 класс

4. Метод когнитивного обучения, использованный в разработке «Метод образного видения».

5. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру или реальный объект описать увиденные в них образы, на что они похожи. Образовательные продукты как результат наблюдения обучающихся выражается в словесной или в образной форме, то есть обучающиеся проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.  Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.  На уроке методом образного видения организовано высказывание, предположение учащихся в отношении того, что и как исследовать:

Что такое плоскость? Определение, примеры и особенности плоскости .

Через образ озера представили плоскость.

Прямую и её особенности. Как нарисовать прямую?

Она простирается бесконечно. Только границы тетрадного листа заставляют нас рисовать  прямую как отрезок, но на самом деле она бесконечна. Просто мысленно прямую нужно  продлевать бесконечно.

На фотографии дети образно увидели, что луч имеет начало но не имеет конца. Это как луч света от какого либо источника, который начинается  от самого источник света (точки) и уходит в бесконечность.

Метод " Образное видение" актуален. Формированию многоаспектности «видения»  физических явлений и процессов способствует:   Применение вариативных образных методов, приемов подходов;«видение» и пространственное представление разных функций изучаемого объекта.


Чиркова Светлана Александровна

1. Должность и место работы:      учитель ОБЖ МБОУ Усть-Сарапульской ООШ

2. Творческая разработка: урок по теме "Экология и экологическая безопасность"

3. Возрастная категория детей: ступень обучения -основная, 8 класс

4. Методы когнитивного обучения, использованный в разработке метод фактов, метод самоорганизации обучения, метод разнонаучного видения, метод гипотез, метод рефлексии.

5. Метод фактов в данном случае применяется с целью актуализации знаний, хотя можно было использовать его и на аналитическом этапе. Преимущество метода самоорганизации обучения заключается в развитии самостоятельности учащегося, полной включённости в урок и высокой степени ответственности за результат своей работы. Развиваются познавательные и регулятивные УУД. Метод разнонаучного видения предполагает развитие альтернативного мышления, умения изучать объект, процесс, явление с разных позиций. Данный метод, в основном, формирует познавательные УУД. Эффективность метода гипотез состоит в развитии умения прогнозировать, предполагать возможные варианты причинно-следственных связей. Метод рефлексии позволяет учащемуся осознать результат образовательной деятельности, ответить на вопрос «Зачем я пришёл на этот урок?».


Ожгихина Людмила Михайловна

1. Должность и место работы: учитель швейного дела МКОУ Соколовской школы-интерната

2. Творческая разработка: урок по теме «Свойства шерстяного волокна»

3. Возрастная категория детей: ступень обучения - 7 класс (адаптированная основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью)

4. Методы когнитивного обучения, использованный в разработке - метод исследования

5. Метод исследования позволяет обучающимся получить свой собственный образовательный результат, который достигается путём систематического повторения алгоритмических этапов исследования объекта по следующему плану:

  • цели исследования;
  • план работы
  • факты об объекте
  • опыты, новые факты
  • возникшие вопросы и проблемы
  • версии ответов,
  • рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты
  • выводы.

Подобная алгоритмизация деятельности позволяет обучающимся с умственной отсталостью выполнив последовательно все перечисленные шаги, получить положительный результат исследования, формируя при этом базовые учебные действия в решении учебных и практических задач.